О программе "Экологический туризм"

Любой вид туристского путешествия – от простой прогулки до многодневной экспедиции - непременно обогащает человека новой информацией, развивает его интеллект. Регулярные занятия туризмом и краеведением формирует духовный облик человека, его характер, жизненные ориентиры, отношение к другим людям, к родине, природе, к труду. Экологический туризм - основа экологического краеведения. Активное познание природы и ее богатств - главная особенность экологического туризма. Одновременно происходит пробуждение чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему миру. Чем богаче мир, окружающий мир ребенка, тем богаче и разнообразнее его личность. Трудно переоценить и оздоровительное значение экотуризма. На туристских маршрутах закладываются основы здорового образа жизни, стремления к физическому совершенству. В настоящее время, когда школа практически устранилась от воспитания подрастающего поколения, оставив лишь себе функции обучения, туристская и экологическая деятельность может помочь ликвидировать этот пробел. Причем воспитательная роль заключается не только в благотворном влиянии на детей, но в формировании более демократичных, творческих взаимоотношений педагога и учащихся, в становлении педагогики сотрудничества.

Таким образом, туристско - экологическая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, приобретению навыков самостоятельной деятельности. Программа «Экологический туризм» предусматривает приобретение обучающимися основных знаний о родном крае, по технике и тактике туризма, ориентированию на местности, по ведению краеведческих наблюдений и исследований, оказанию первой медицинской помощи, а также предполагает изучение современных проблем охраны природы; определение источников загрязнения окружающей среды, осуществление природоохранных мероприятий. Актуальность данной программы заключается в том, что обучающийся вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, через туристско-краеведческую деятельность. Экотуризм по своей сущности призван защищать и оберегать природу, аккуратно предоставляя нам туристам все ее красоты. В этом его существенное отличие от других типов туризма, которые наоборот в основном наносят вред окружающей среде. Более рациональное и бережное использование природных и культурно исторических достопримечательностей позволит избежать или свести к минимуму негативные последствия от функционирования мировой туристической индустрии. Программа способствует оздоровлению детей – часть занятий проводится на свежем воздухе. Учащиеся находятся в постоянном контакте с природой, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Она способствует формированию активной жизненной позиции, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают учащимся богатейший материал, который успешно реализуется на конференциях, конкурсах. Отличительная особенность от ранее существующей программы и научная новизна состоит в направленности программного материала на формирование элементарных экологических знаний, необходимые туристам для понимания экологических проблем. Содержание программы расширено за счёт основных понятий экологии и основы туристкой подготовки. Новые подходы в подаче материала выражаются в его существенном перераспределении в пользу региональной части. Особенностью этого курса является насыщенность его практическими работами, развивающими непосредственный интерес, формирующими навыки исследовательской работы, самостоятельной деятельности учащихся по изучению экологических проблем своего региона, ближайшего окружения, доступных источников экологической информации. Экологические знания, остаются формальными, если обучающиеся не используют свои знания в практической деятельности. Особенно мощным рычагом экологического образования является самостоятельная поисково–исследовательская деятельность. Кроме того, что дети приобретают навыки научного анализа явлений природы, они осознают значимость своей практической помощи природе. Программа является модифицированной. По особенностям построения – комплексная, тип программы – познавательный, уровень усвоения – углубленный. Программа «Экологический туризм» разработана на основе программ: типовая государственная программа «Охрана природы», опубликованная в «Сборнике программ для внешкольных учреждений исследователей природы. – М., Просвещение, 1983», «Юные инструкторы туризма», «Юные судьи туристских соревнований» (Туризм и краеведение: образовательные программы системы дополнительного образования детей /под ред. Ю.С.Константинова, А.Г.Маслова; Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения.- М.: Советский спорт, 2005г.)
Учебники по экологическому туризму